Где пройдет олень, там пройдет и солдат.
А. В. Суворов  
День 1
Несмотря на запах мокрых цветов липы, не смотря на оперный театр, и с удовольствием смотря на дом Хундертвассера, Вена не впечатлила.
С самого прибытия постоянный дождь, иногда переходящий в ливень. Вода в Дунае никакого цвета, как в банке с водой после долгого полоскания кисточек от разноцветной акварели. По пути встретились раздавленные машинами 2 ежика, дрозд, несколько лягушек, какой-то хорек и только один придорожный крест с фотографией. Природа явно проигрывает в борьбе за территорию. Хотелось бы, чтобы при столкновении, например, с голубем разбивалась машина, а голубь, не заметив столкновения, летел бы дальше.
Прокол заднего колеса. Это в первый же день. Вспомнил про черную собачонку. Дождь. По счастью рядом оказалась закрытая кафешка, под крышей которой пристроился для ремонта. Поснимал все сумки, перевернул велик, разобрал колесо, клеил камеру. Потерял кучу сил и времени. К концу дня очень утомился. Стелился в полусонном состоянии.
Светлячки забрались между внешней и внутренней палатками и развлекали меня своими плавными перемещениями, а из соседней деревушки долетали звуки фейерверка. Получилась отличная инсталляция.
Ночью разбудил страшный звук рядом с палаткой. Что-то среднее между лаем и рвотой, только страшнее. Так кричат изящные и трепетные создания — косули. Я читал об этом, но читать было не так страшно.
         2
Долгий мучительный подъем, уже второй день почти все время вверх. 8% уклон, серпантин.
Не ожидал, что будет так тяжело. Приходится ставить микроскопические цели: вот до того камушка, вот до той тени, еще один оборот. В результате пришел к такой схеме: 40 вращений педалями, остановка на 60 ударов пульса, но и этот ритм выдерживать не хватает сил. Сердце, кажется, бьется в центре головы, и только одетый шлем спасает голову от взрыва.
Удивительно, что из микроскопических отрезков образуется в конце дня заметная черта на карте.
         3
Долой машины! Зло от них! Они делают людей жирными и алчными.
Велосипеду каждый жучок и улитка — ценность, а машины давят всех, даже себе подобных.
         4
Остался на дневку, усталость и дождь без перерыва. Отвлекался чтением и сном. Приятен стук капель по тенту палатки, но неприятен по лбу. А ведь специально перед отъездом вручную проклеил все швы.
         5
Дождь без перерыва. Уже внутри палатки все мокрое, питьевой воды — грамм 200. Не готовлю — экономлю воду.
Назавтра решил выезжать даже в случае дождя — хочется чего-нибудь вкусненького и воды напиться.
         6
Второй прокол на том же колесе. Это уж слишком! Вспомнил про черную собачонку, выпрыгнувшую на меня из лифта при выходе из дома. Черная и злая. Разобрал колесо — оказалось, что виновник первого прокола — осколок стекла — так и оставался торчать в шине, пока не проковырял новую дырку в камере. За всю первую поездку год назад ни разу даже подкачивать колеса не пришлось. Вот нагавкала, собака!
В городке Baernbach вдруг наехал на стоящую у дороги настоящую красоту! Остановился, как вкопанный, открыв рот. Так и ходил вокруг этой красоты, забыв о планах. Церковь St. Barbara, оформленная по проекту Хундертвассера. Вот красота! Поблекшая, правда, после осознания, что построена она в честь погибших в 1939 -1945 г.г. героев. Австрийских героев, убитых нашими героями, которых потом убивали другие их герои, которых наши герои все равно перегероили.
         7
25 км подъем на Packsatel (1200 m). Ехал 3 ч. По дороге завернул передохнуть в лесок и попал на нетронутые заросли черники. Такого ковра из ягод в жизни не видел. Думал, может, остановиться на дневку, проредить и удобрить ягодники, но снова начался дождь. Спрятался под елкой. Мимо проехал всадник, похожий на охотника, вспугнул меня, и я поехал дальше. Но он не стал стрелять.
Ночевал на жд станции, которая возникла как раз кстати при усилившемся дожде, переросшем в ливень с грозой. Изучил расписание на стене, оказалось, есть попутный поезд. Решил завтра утром им воспользоваться. Когда подъезжал к станции, там сидело несколько молодых людей и стоял велик. Потом народ менялся, подходил, отъезжал. В конце концов все разъехались, поезда закончились. А велик все стоял. Приличный велик, совершенно не пристегнутый, просто прислоненный к стене. Верно, как собачка, ни на что не отвлекаясь, ждал своего хозяина. Наверное, до сих пор еще там стоит.
         8
Поспать не получилось. Сквозняк, да и этот велик. Из-за него почему-то казалось, что я здесь не один. На первом утреннем поезде доехал до Klagenfurt. Приятно, что платишь за проезд, а впридачу получаешь тепло, тишину, покой и гигиенические услуги. Туалет в моем распоряжении, помылся, побрился, стал напоминать человека. Но контролер все равно меня проигнорировал. Обидно, когда заплатишь за все по-честному, а тебя не проверят.
В Klagenfurt музей уменьшенных копий мировых архитектурных достопримечательностей (Minimundus) и шикарное озеро 30 км в длину, вдоль которого лежал мой дальнейший путь. Выглянуло солнышко. 2 ч купался в озере и сушил вещи. За все дни сырости вещи в сумках покрылись кольцами мохнатой плесени. В каждой складке — своя семейка. Разложился и развесился где попало, переворачивая время от времени, пока все не просушил. В озере вдоль берега ходит крупная форель. Вот такая. Проверил ее на пугливость, махая руками. Не реагирует. Делал вид, что сейчас на нее прыгну. Тоже никакой реакции. Наверное, слепая.
Ночевал в 3 км от итальянской границы, возле речушки. В лесополосе, зажатой между автобаном и железной дорогой. Стереошумно, но мягко и скрытно. Я соблазнился на стоянку, прикрываясь необходимостью адаптироваться к высотности, но на самом деле, чтобы просто отдохнуть. Как потом оказалось, это было самое уютное, спокойное и безопасное место за все время поездки.
         9
Целый день адаптировался. Лишь иногда просыпаясь. К вечеру ездил в ближайший супермаркет на закупку. Налегке, оставив все в лесу. Ни малейшего беспокойства за оставленное имущество. Испытал удивительное ощущение, когда знаешь, куда возвращаешься и что тебя там ждет. Даже настроение поднялось. Одной прохожей сказал, что она хорошо выглядит. Она промолчала — оказалось, скульптура в национальном костюме.
На ужин ел итальянские макароны с австрийскими колбасками.
       10
Продолжаю адаптирование.
Прощание с Австрией решил отметить. Съездил в соседний городок, зашел в бар и спросил у сидящих за стойкой мужиков, какой алкогольный напиток австрийцы считают национальным. Они долго спорили друг с другом, а потом вот что сделали. Взяли мою пластиковую бутылку и стали наливать в нее то, что у каждого было на столе. У одного — виски, у другого — красное вино, у третьего — пиво... Со смехом вернули мне бутылку, предложили попробовать. Я сказал, что не пью алкоголь из пластиковых бутылок — аромат искажается.
На ужин снова ел итальянские макароны с австрийскими колбасками и попивал неповторимый австрийский коктейль. Жалко, что не сохранил пару капель для экспертизы. Можно было бы запатентовать состав.
       11
От стоянки еще километров 10 в гору. Вдохновлен встречей с первой границей, с Италией, с которой чувствую какое-то внутреннее родство. Из-за одинаковых цветов на флагах Италии и моей страны и из-за схожести наших имен.
Делал фотки на фоне итальянского пограничного знака, обычные, типа «здесь был я», потом осенила идея — сделал лучшую фотку своей жизни! Итальянский знак висел криво, я не придал этому значения, но позже понял, что это было символично. У них не очень принято ровнять, прибирать, чинить. Да, особенно чинить. Но это все я осознал только позже, а пока лихой спуск длиной в целый день! Вот так бы всю жизнь и ехал! Наперегонки с горной рекой.
Дикие конструкции эстакад над головой, как гигантские космические швы, стягивающие противоположные склоны гор.
К концу дня горы медленно, как слизняк, переползли за спину, подтягивая отставший справа хвост.
Внизу на равнине сплошные поселения, вперемежь с индустриальными зонами, ночевать негде. С трудом пристроился рядом с летным полем, на котором маленькие модельные моторчики крутили монотонные круги, сплетая их в звуковые цепи.
       12
Итальянцы ездят на машинах так же, как и разговаривают — громко и размашисто. Особым развлечением считается, поравнявшись с велосипедистом, едущим у самой обочины, неожиданно посигналить. Велосипедистов же, едущих посередине дороги, уважают и терпеливо плетутся за ними сзади. Лопнула покрышка, сбоку. Из нее грыжей торчит камерная шишка. Ехать еще можно, но не известно сколько.
Для ночевки присмотрел велодорожку вдоль канала между деревушками. Разместился. Прямо надо мной взлетают самолеты. И комары. Рядом оказался аэропорт Марко Поло. Переполз несколько метров в сторону, чтобы на меня какой-нибудь самолет не грохнулся. Около 23 самолеты кончились. Но не комары. В сумерках началась зарница в той стороне, где море, где Венеция. От страха приближающейся грозы быстро заснул. Позже это оказалось ежедневным явлением: днем — жара и солнце, вечером — дождь и гроза. Разумно организовано.
Комарихи всю ночь раскачивали палатку и ломились внутрь.
Утром с первым самолетом, около 7, двинулся к Венеции.
       13
По длинному мосту заехал на острова Венеции. Хотелось посмотреть, можно ли там перемещаться с велосипедом. Оказалось, что там и без велосипеда-то трудно перемещаться. О фотке, которую я себе представлял — велосипедист, пронзающий облако из взлетающих голубей в центре площади Св. Марко, — можно было забыть. С трудом добрался до ближайшего к вокзалу канала, куда можно было попасть, не пользуясь мостиками. Сделал статистическую фотку. Поехал обратно. Но поехал по той же стороне моста, поскольку там была пешеходная обочина. Когда уже доехал до материка, понял, что на другую сторону дороги никак не перебраться. Пришлось еще раз ехать до Венеции, чтобы там переехать на правую сторону моста и снова возвращаться на материк. Итого 4 раза по 4 км-мосту.
Велостранникам: пешеходная зона есть и с той стороны моста, что возле железнодорожных путей. Но она начинается немного дальше. Выезжать нужно по автомобильной части моста, и лишь метров через 200 появится лазейка к пешеходной зоне. Правда, за эти 200 метров вам раза три просигналят, но это так, ради национального колорита.
Поселился в кемпинге. Паспорт забрали, отдадут после оплаты при выезде. Постирался, помылся, побрился, и, наконец, решился посмотреть правде в глаза. Дело в том, что, кроме разорвавшейся покрышки, заднее колесо беспокоило меня еще по одной причине. Оно било, застревая между тормозными колодками. Такая же картина была в прошлом году. Тогда причиной оказалась трещина в ободе между отверстиями для спиц. Это заставило прекратить поездку, и только помощь друзей помогла мне вернуться домой. Теперешние симптомы очень похожи на те. Разобрал колесо, осмотрел внутреннюю поверхность обода, где была трещина в прошлом году. Все чисто. Полегчало. Стал протирать боковую поверхность, о которую трутся тормозные колодки... Ого! Даже странно, как обод еще держится. Трещина, да почти круговая.
Поехал по Местре искать вело-мастерские и -магазины. В Декатлоне купил новую покрышку. Но, конечно, моя главная забота была — замена заднего обода. Нашел веломагазин, где был подходящий обод, а рядом была и веломастерская. Обод стоил 35 евро, нужно было узнать, сколько возьмет мастер за работу по перетяжке. Я примерно расчитывал на 15 евро и пару часов работы. Так было бы, например, в Германии. Сам бы я провозился, хотя и бесплатно, но целый день. А что скажет итальяно маэстро? Я надеялся сторговаться за 10.
Мастерская выглядела обнадеживающе. Пахло резиной и солидолом, стены обвешаны дипломами и инструментами, шкафы заставлены спортивными кубками и запчастями. Посередине помещения стоял чумазый техник в комбинезоне и возился вокруг подвешенного байка. Я подумал: это мой шанс. Сначала я давил на обаяние, потом на жалость, тряс перед ним деньгами и молитвенно складывал руки, но... но, но... Так отвечал он мне. Потом долго что-то объяснял и в ответ на мое "нон каписко" повторял то же самое, только громче. Потом звонил по телефону и долго ругался. Опять возвращался к своей работе, бросив мне "уно моменто". Это "уно моменто" меня сильно обнадеживало, и я терпеливо стоял и ждал. Долго. Потом я осторожно напоминал о себе, на что он опять отвечал "но". Этот цикл мог повторяться всю жизнь. Как на велотренажере: стараний много, а продвижения никакого.
Ладно, план "В". Пошел в магазин покупать обод. Придется самому ковыряться с перетяжкой.
А в магазине мне заявили, что этот обод продается только парно, с еще одним таким же. Вместе стоят они 70.
В голове непечатные выражения боролись с малоинтернациональными мыслями.
Ну что ж, план "С". Притвориться, что никакой трещины нет. Завтра решил посвятить посещению Венеции, а потом ехать до Бергамо и уже там разбираться с ремонтом. В Швейцарию ехать на таком колесе, конечно, безумие, а на итальянской равнине, может, продержится. От задних тормозов придется отказаться, и давление в задней камере надо будет уменьшить, чтобы не так давило на стенки обода. Подбадривало наличие новой покрышки. Хотя и не сильно.
       14
Вышел из кемпинга рано, на автобусной остановке еще никого не было. Мой автобус проехал мимо, не остановившись. Потом подошли люди и объяснили, что автобус не остановится, если его жестом об этом не попросить. Так что у них не только люди, но и автобусы общаются руками. Ехать минут десять, как от моего дома в Минске до ближайшей станции метро. По времени столько же, а по результату — космическая разница. Там метро "Могилевская", здесь Венеция.
Прошел весь город насквозь, сначала до собора Св. Марка, потом по набережной до Biennale. Венеция хоть и лабиринт, но ориентироваться в нем легко: нужно просто идти с людским потоком. Дома растут прямо из моря, сверху они засижены чайками, снизу обгрызены крабами. Это город, созданный специально для фотографов и художников, а не для жителей. Город, где в любом его месте находишься в нескольких метрах от моря, при полной невозможности в нем искупаться. Город, в котором единственно что чисто и аккуратно — это рубашки гондольеров. Город, осыпающийся из-за трения о время и ненависти к ремонту у хозяев. Спешите видеть! Может рассыпаться в любой момент.
Дошел до Biennale. Входной билет стоит 18 евро. Но проходить с билетом скучно и банально, совсем не биенально. Нашелся вариант повеселее. Времени оставалось немного, поэтому во всех павильонах побывать не успел. Первое впечатление — абсолютное доминирование всякого рода инсталляций. Живопись, графика, скульптура — исчезающие виды в современном искусстве.
Возвращаясь назад, купил в одной из бесчисленных сувенирных лавок браслет из венецианского стекла для женушки. На одном из фасадов увидел рекламный плакат украинского павильона на Biennale. Огромный, во весь дом. Такой рекламы не было ни у одной страны. Закралось желание еще на денек здесь задержаться. При подходе к вокзалу решил три раза окунуть купленный браслет в венецианской воде и загадать желание. Когда я уже поднимался с колен, браслет выскользнул из пальцев, упал в воду и тут же в ней растворился. Окончательно решил завтра не уезжать, чтобы посетить украинский павильон и достать со дна браслет. Но не хочется платить за третью ночь в кемпинге, ведь это болючие 19 евро. Может, и здесь найдется вариант повеселее.
Вернулся в кемпинг. Уже совсем темно, начинается традиционный дождь с грозой. Рядом с моей палаткой стоит машина с российскими номерами и слышится русская речь. Тут у меня и родился план.
       15
План сработал. Я еду в автобусе по знакомому маршруту, паспорт у меня в кармане, велосипед со всеми вещами, упакованными по-походному, стоит на территории соседей. Как буду действовать по возвращении в кемпинг, еще не знаю. Есть два варианта, лучший из которых — остаться нелегально на ночь. Посмотрю по ситуации.
Здравствуй, Венеция, это снова мы.
С трудом нашел украинский павильон. Он оказался совсем не в том здании, на котором висел плакат, и даже не в том районе. Хохлы молодцы — выставились нагло и весело. Первый этаж со сквозным проходом засыпали толстым слоем мелкого морского песка. Этого было бы уже достаточно, но был еще и второй этаж, где в трех темных залах были выставлены три инсталляции. Удивили роскошные интерьеры, которые можно было видеть только во время фотовспышки. Бабушка-смотрительница ходила за мной по залам и, тихо стоя в углу, следила за мной. В темноте ее не было видно, но когда инсталляции оживали, она начинала хихикать и крякать. Я тоже.
На Biennale обошел все павильоны, кроме английского, в который запускали по предварительной заявке и в определенное время, как в кинотеатр.
Проходя через город, поспешил сделать пару снимков, пока он еще не рухнул.
Местных жителей здесь можно определить по отсутствию в руках фотокамер.
Вот стоит-скучает фотограф с профессиональной камерой и светотехникой. Его оборудование позволяет уже через три минуты получить готовые фотографии. Но фотографирует не он, а его.
А вот готовая под венец венецианка.
У самого вокзала бросил прощальный взгляд на уплывающий в ночь город. Не думал, что скоро снова окажусь здесь.
Вернулся в кемпинг. Мое место не занято. Расставил палатку и лег спать под стук дождя по тенту. На завтра план такой: встать в пять утра и проверить, можно ли незаметно выехать рано утром, пока все еще спят. Если можно — выезжать, если нет — подождать, когда мимо рецепции начнется интенсивное движение, и выезжать под прикрытием суеты.
       16
Но все пошло не по плану. А лучше.
Встал рано-рано. Пошел посмотреть на обстановку возле входных ворот. Они оказались закрытыми. Рядом калитка. Подошел к ней подергать за ручку — открывается. В тот момент, когда я приоткрыл калитку, из рецепции вышла работница со шваброй в руках и стала в меня смотреть. Мне ничего не оставалось, как прикинуться законным туристом, любящим утренние экскурсии. Насвистывая, я вышел за территорию, закрыл за собой калитку и пошел к автобусной остановке.
И вот я снова в городе, с которым так трудно расстаться.
В городе, который ранним утром выглядит как неожиданно разбуженная престарелая кинозвезда.
В городе, где жильцы соседних домов могут через окна здороваться друг с другом за руку.
В городе, который утром потягивается, скрипя ставнями, плюется водой из окон и выгуливает собак. Те жадно ищут кусочек земли и, не найдя его, выгуливаются куда попало.
А это придумано, чтобы люди не делали то же самое.
Целый день провел на Biennale. Проходил туда уже привычно, как к себе домой, даже не волнуясь.
За два часа до темноты вернулся в кемпинг, быстро собрался и упаковался. Ворота открыты, шлагбаум поднят. Я сел в седло, разогнался и, не оборачиваясь на окрики, пролетел мимо проходной. Когда запыхался, посмотрел в зеркало заднего вида — погони нет. Видно, приняли меня за молнию.
Ночевать решил на знакомом месте под авиалинией. Правда, для этого пришлось возвращаться на 14 км, но новое место искать не было ни времени, ни желания. Привет, комарихи, соскучились? О да, очень.
       17
Культурная программа закончена, теперь только война. Война с ветром, с подъемами, с плотью, с машинами, пожравшими людей. Война с наполеоновской армией, захватившей Италию и Швейцарию. Поход обретает задуманную тематику «суворый перевалиссимус», посвященную юбилею перехода Суворова через Альпы. Ближайшая цель — Верона, где полководец принял войска.
Колесо держится, отсутствие тормозов не сказывается. Но видно, что с ночлегом будут проблемы. Участки природы напрочь отсутствуют, городки и индустриальные зоны чередуются без пробелов. Подумалось: в Италии кругом ощущается процесс работы, стоит пыль, вонь, грохот. А результатов не видно — вокруг одни руины. Пока ехал по Австрии, не видел ни одного завода и ни одного работающего человека, а вокруг все было вылизано и ухожено, как на картинке из туристического буклета.
Темнеет. Перспективных мест для стоянки нет. Пристроился в каком-то тупике. Асфальт, свалка металлолома, высоковольтная линия. Уютно. Так будет думать турист будущего, если на Земле победит всеобщая индустриализация. Вызывало тревогу обилие использованных презервативов и шприцев в кучах мусора. Когда совсем стемнело, в этот тупик стали время от времени подъезжать легковые машины и, осветив меня фарами и немного подумав, уезжали. Когда это повторилось третий раз, я решил бежать отсюда. Оказалось, что совсем рядом, вдоль основной трассы стояли предлагающие себя девушки, и мой тупик был укромным местом, куда они удалялись с клиентами. После долгих кручений по закоулкам пристроился за электробудкой. Сильно воняло свежей человеческой колбасой и белевшие в темноте бумажки напоминали кусочки шпика в "Любительской". Нарвал травы, свил гнездо. Старательно пытался замечать только запах свежесорванной травы. Не получалось.
       18
Доехал до Вероны, заглянул во дворик Джульетты, она как раз в этот момент вышла на балкон. Я представлял себе ее дворик как-то изящнее. На самом деле оказалось, как будто то, что я себе представлял, окунули в густой раствор глины и, не встряхивая, высушили.
Заехал на жд вокзал посмотреть, куда и почем отсюда можно доехать. Оказалось, что по пути и недорого.
Поехал до Бергамо на поезде. В Бергамо никто не знает, кто такой Труффальдино, но там живут знакомые моей женушки, которые согласились меня приютить. А также любезно предложили мне помощь в поисках мастерской для ремонта колеса. Сказали, что без итальянского языка мне с этим не справиться. Действительно, один раз я уже убедился,что для решения проблем моего "нон каписко" недостаточно.
       19
Объехали несколько мастерских. Меня сопровождала дочь знакомых, которая выглядит и разговаривает лучше самых итальянских итальянцев. Но оказалось, что нелюбовь итальянцев к работе не зависит от уровня владения языком клиента. Только процесс переговоров затягивается. Вариант с перетяжкой нового обода на мои спицы и втулку отпал. У одного маэстро не было материала, другой загнул нереальную цену, третий на полуслове оборвался и сказал, что у него обеденный перерыв на два часа. Пришлось покупать в местном Декатлоне заднее колесо в комплекте, которое стоило 40 евро. Комплект состоял из обода, спиц и втулки без звездочек. Материальчик дешевенький и хиленький, но это был действительно единственный реальный выход. Уже вернувшись домой, сообразил, что не смогу сам снять звездочки со своего колеса, чтобы переставить их на новое. Для этого нужен специальный ключ, которого у меня с собой не было. Пришлось опять ехать с двумя колесами в тот же магазин и обратиться с этой просьбой в их мастерскую. Но эта минутная процедура чуть не стоила мне сумы или тюрьмы. Мастер оказался не в состоянии справиться с этим простейшим заданием. Я брал с магазинных полок нужные ключи, приносил и показывал ему, но он не мог найти такие же у себя в мастерской. Распаковывать те, что я приносил, он мне запрещал и вообще, похоже, был удивлен, что колеса оказались круглыми. Когда он в заключительный раз произнес "но" и ушел, я решился на криминал. Магазин был огромный, народу мало, в велосипедном отделе вообще никого. Я взял висящий для продажи набор инструментов, аккуратно распаковал его, достал нужные мне ключи и быстро переставил свои звездочки на новое колесо. Запаковал все обратно и повесил как было на место. Никаких следов использования ни на упаковке, ни на самих ключах не осталось. Закончив, я поднял голову и обнаружил, что за моей спиной все это время стояли два охранника и тихо наблюдали, чем я занимаюсь.
Они что-то кричали, моя спасительница им что-то объясняла. Потом они вызвали начальника, она объясняла им уже троим. Она рассказала им про русского велотуриста, который одичал, отчаялся и все такое. Что ему очень нравится Италия, что он в восторге от трудолюбивых и участливых итальянцев, но его дома ждет семья. Вокруг собрались люди. Хорошо, что здесь не могло быть никого из знакомых. Начальник осмотрел упаковку, пересчитал и проверил все содержимое, и в конце концов решил нас отпустить. Я все это время молчал и делал жалкий вид, хотя мне для этого не приходилось особенно стараться.
       20
Уже второе утро просыпаюсь не по собственному желанию. В соседнем доме на балконе висит клетка с канарейкой. Эта птица совсем не использует нежные овсяночные трели, а сразу переходит к разным тявканьям, как будто ее обучали пению при помощи автомобильной сигнализации. Недостаток изысканных колен она компенсирует неистовством исполнения.
Обкатал новое колесо по городу и изучил направление выезда. Завтра с первой яростной трелью отправлюсь в сторону швейцарской границы. Поскорей уже хочется покинуть италоязычное пространство и попасть в более привычную немецкую среду.
       21
Удивило отсутствие шильды со звездами, на фоне которых я привык фотографироваться, заезжая в новую страну. Вспомнил, что Швейцария не входит в ЕС и поэтому такого знака на границе не имеет, да и саму границу она открыла только в этом году. Так что въезд в Швейцарию остался не зафиксирован. Но что особенно удивило — это полное отсутствие немецкого языка в речи и надписях. Как будто из Италии и не выезжал, только дороги вдруг похорошели и перестали сигналить водители. В конце дня зашел в магазин и обомлел от высоких цен. Осмотрелся — народ как ни в чем не бывало набивает свои корзинки доверху. Богато живут. Решил взять хотя бы бутылку воды. Нашел самую дешевую - 1 евро. Взял ее и стал в кассу. Пока стоял, передумал платить столько денег за воду, поставил ее на пол и ушел задумавшись. Запасы еще кое-какие есть, но, видно, придется затянуть пояс потуже, может, даже новую дырку в нем продырявить.
       22
Утром меня осенило — в Швейцарии-то своя денежная единица. Здорово, может, продукты не так уж и дороги. Надо найти банк, посмотреть курс. До поездки представлял себе Швейцарию как страну банков и часовых заводов. На самом деле оказалось, что это страна пастбищ и украшенных дырками сыроварень. И пахнет здесь не деньгами, а молоком. И звон здесь стоит не от тиканья часов, а от коровьих колокольчиков. Банк нашел с большим трудом. Поменял 20 евро на 29 франков. Неплохо. Вышел из банка, давай рассматривать новые денежки, пересчитал — 3 франка недодали. Швейцарский банк украл у меня три бутылки воды. Возвращаться не стал, не был уверен в силе своего "нон каписко". Вокруг по-прежнему все на итальянском.
       23
Начался мой первый зачетный подъем. Бесконечный серпантин. За каждым поворотом мечтаю увидеть перевал. Но говорят, что вершина появляется лишь тогда, когда идущий отчаивается и перестает ее ждать. Проверил эту схему — не работает. Сначала был асфальт, потом брусчатка. Меня подбадривали обгоняющие велосипедисты, со старой почтовой кареты махали мне руками туристы, и даже пешеходы обгоняли меня и говорили мне "чао". В голове тупо билась одна мысль: "Да что ж это за". Целый день билась, билась, но так и не сформировалалсь до конца. А вокруг на склонах звенят колокольчики и пахнет молоком. Останавливаюсь возле каждого столбика. Доехал до снега. Темнеет. Кончились деревья. Сколько еще до седловины — не представляю, а сил уже нет, как и места, где можно горизонтально прилечь. Вдруг подвернулся пятачок почти без наклона. Расставил палатку. Все пастбища здесь ограждены электрическими лентами, мой кусочек земли находится снаружи, так что визита коров не опасался. Сердце бьется непривычно быстро. Решил посчитать пульс. Положил перед собой часы, начал считать удары... проснулся уже в темноте. Включил фонарик, все-таки упорно хотелось посчитать пульс. Опять начал считать... проснулся утром в позе считающего пульс. Эксклюзивный вид из окна. Эта пугающая перфорация в горе оказалась галереей окон в автомобильном тоннеле. Мне туда, по счастью, не надо.
       24
Оказалось, что до седловины оставалось километра два. По пути попался первый памятный знак. А в высшей точке перевала стоит выразительная композиция из двух фигур — полководец на лошади и приманивающий эту лошадь проводник. Суворов запечатлен в момент сомнений и мольбы о помощи, а пастух исполнен мужества и уверенности. Между ними пространство, которое и является главным элементом композиции. Все, что связано с Суворовым и его альпийской кампанией, окружено в Швейцарии непритворным уважением и заботой. А выглядит Генералиссимус таким жалким потому, что не положено в стране, известной своим миролюбием и невмешательством, прославлять военных деятелей. Пастухов можно.
На дороге, как в жизни: подниматься долго и трудно, а спускаться быстро и легко. После короткого спуска новый подъем, у начала которого висел предупреждающий знак. На нем написано: длина 10 км, подъем 600 м, средний уклон 6%. Написано по-немецки. Все вокруг вдруг стало «дойч». «Итальяно» уперлось в перевал San Gottard, на нем и остановилось. А я поехал дальше. Второй перевал за день. Потом наконец-то долгий спуск. Интересно, что в Швейцарии в каждой деревушке обязательно есть фонтанчик с водой, стекающей в ванну. На многих написано, что вода питьевая. Так что украденные три бутылки воды швейцарцы вернули мне с гаком. На ночевку стал на пастбище, возле небольшого хозяйственного домика, дверь которого была лишь прижата лежащим поленом. Приоткрытая щель в двери была затянута паутиной. Решил утром, после сборов, исследовать помещение. Моей самой большой надеждой было найти там настоящий потертый коровий колокольчик.
Ночью снились коровы, вылазящие из щели с паутиной и бодающие палатку. Это со старого дерева, росшего рядом, падали грецкие орехи, барабаня по натянутому тенту.
       25
Собрался, упаковался и полез в сарайчик. Там были разные сельхоз-орудия, но ничего характерного и мелкого, что можно было бы прихватить в качестве сувенира, не нашел. Открутил на память крепление для электроизгороди. Это предмет, который встречается здесь на каждом шагу, особенно коровам.
Красивый кусок маршрута, дикие места. Заповедный лес, настолько заповедный, что к деревьям прибиты таблички, запрещающие срывать грибы. Под текстом перечеркнутое изображение срезанного гриба. Это для не умеющих читать ежиков и белочек.
Удивительно, что только в нейтральной Швейцарии я встречал военные части, только в надежной Швейцарии меня обсчитали в обменнике и только в аккуратной Швейцарии я видел дома из перхоти.
Перед границей с Лихтенштейном крутой подъем, а потом лихой веселый спуск. Границу пролетел, не заметив. Пришлось возвращаться, чтобы сделать фотку.
       26
Самое распространенное существо в Европе — автомобиль. На втором месте — слизняк. Это такая улитка без домика. Автомобили передавили всех ежиков, вот улитки и размножились. А домиков на всех не хватает.

Люди встречаются редко, их всех пожрали машины. Охотятся они на людей возле супермаркетов, где люди встречаются чаще всего. Быстро всех проглатывают и разъезжаются в разные стороны.

Первый раз ночевал без палатки. Утром вся подстилка и спальник разлинеены перламутровыми дорожками, оставленными слизняками.

       27
Въезд в Германию. Дорога все еще синусоидная, но амплитуда уже не та. Альпы остались позади. Миссия «суворый перевалиссимус» оказалась импосибл. Из четырех основных перевалов, пройденных Суворовым, я проехал только один. Суворова никто не пересуворит.
       28
Тринадцать часов езды на поездах, пять пересадок. Kempten - Muenchen - Nuernberg - Hof - Dresden - Cottbus - Frankfurt (Oder).
За поездами гнались дожди и грозы, даже внутри вагонов капало.
В капитальном помещении ночевать было непривычно. Безопасно и тихо. Впервые обошелся без бирушей.
Снаружи гроза и ливень. Они играют сейчас в чьей-то жизни решающую роль. Кто-то съежился и уповает на герметичность снаряжения, кто-то присел на корточки и сдвинул ступни, как советуют при грозе, кто-то считает секунды между вспышкой молнии и раскатом грома... Но большинство людей ни этого дождя, ни этой грозы просто не замечают. Уютно устроившись на своих диванах, они хрустят чипсами и тупо таращатся в телевизоры. Сейчас я один из них.
  
Преодолевши какой ни на есть труд,
человек чувствует удовольствие.

А. В. Суворов